Можно ли доверять ИИ

В Москве на конференции   CNews&Montrans                            эксперты обсудили  самую динамично развивающуюся отрасль – искусственный интеллект.

Тема настолько актуальна, что конференц-зал не вместил всех желающих. Организаторам пришлось доставлять стулья. По мнению спикеров, российский рынок компьютерного разума по темпам роста опережает мировые показатели. Технологии искусственного интеллекта не пострадали от санкций, а стоимость решений стала снижаться. Самые передовые разработки теперь доступны среднему и малому бизнесу.

Эксперты предсказывают, что в 2024 году в России произойдет повсеместное внедрение ИИ. Будет расцветать «интернет вещей» и внедряться более совершенные алгоритмы шифрования. Один из главных вопросов конференции: стоит ли доверять нейросетям?

Тимур Аитов, член Совета торгово-промышленной Палаты РФ: «Сегодня на конференции приводили примеры, когда злоумышленники используют ИИ в своих целях. Например, подделывают голоса жертв или родственников, которые просят о помощи. К таким приложениям нужно относиться осторожно. Нужно понимать, что искусственный разум может приносить не только положительный результат. Вопрос доверия к ИИ здесь ключевой, и мы пока задумываемся только над этим».

Арутюн Аветисян, директор института системного программирования РАН, академик РАН: «Все больше будет набирать обороты направление, связанное с технологиями безопасности. Будет повышаться доверие к искусственному интеллекту. Внедрение ИИ в реальную жизнь, например – на транспорте, оно невозможно, если мы не можем обеспечить определенный уровень доверия. Нужны процессные модели, нужно для каждой отрасли определять регламенты: от разработки программы, до ее использования в реальных условиях».

Сегодня сам искусственный интеллект нуждается в постоянном обучении. Нейросети развиваются, отрабатывая сделанные  ошибки. Так, например, в сельском хозяйстве появление сорняков на полях выявляют с помощью дронов. Искусственный разум определяет, когда нужно начинать обработку посевов. По данным экспертов, сейчас схожесть данных, полученных нейросетью и выводов, сделанных людьми, достигает 85%. Это хороший результат, но искусственному разуму надо еще больше учиться.

Артем Петров, генеральный директор «Русагро Тех»: «Наша цель – создать комбайн-автопилот, который бы ездил четко по заданному треку, различал препятствия, выбирал скорость, управлял бы всеми своими агрегатами. В этом году у нас стоит задача – сделать комбайн автономным. Мы сейчас сделали пилотный проект и увидели экономический эффект в десятки миллионов рублей. Это экономия топлива минимум 10% и экономия на издержках. Если мы поставим такие комбайны на все свои поля, эффект будет достаточно высоким».

Еще одна разработка российских программистов – интеллектуальная видеокамера помощи водителю. Умный гаджет сканирует около четырехсот точек на лице человека, мгновенно анализирует данные и дает рекомендации водителю. «Второй пилот» посоветует не курить во время езды и не разговаривать по телефону. Если шофер начинает засыпать, электронный помощник его разбудит. Кроме того, еще одна камера следит за обстановкой перед автомобилем. Система предупредит водителя о столкновении с пешеходом, об опасном сближении с впереди идущим транспортом или стоящим объектом, о превышении скорости, о съезде с полосы движения, если не был включен сигнал поворота.

Дмитрий Журавлев, управляющий партнер ГК «МОНТРАНС»: «Для автопарков основным направлением в ИИ является обработка видео-фото материалов по работе техники, механизмов и самого водителя. Это позволяет повысить безопасность и контролировать технологические процессы. Если говорить о применении ИИ в целом по автопарку, то происходит увеличение объема данных. И прерогатива искусственного разума – найти в этом объеме закономерности».

По данным консалтинговой компании «Яков и партнеры», на начало 2024 года 17% российских компаний сделали для себя ключевой стратегией — развитие и масштабирование искусственного интеллекта. 27% компаний находятся на этапе внедрения решений на основе ИИ в производственные процессы. Еще 23% предприятий изучают и экспериментируют с нейросетями. Так, что 2024 в России можно было объявить не только Годом семьи, но и годом Искусственного интеллекта.

О компании

Группа компаний MONTRANS — ведущий оператор мониторинга транспорта, работающий на крупнейших, стратегически важных инфраструктурных проектах в России и СНГ. «Сила Сибири», «Ямал СПГ», «Турецкий поток», «ЦКАД» — это лишь малая часть из списка проектов, в которых работает MONTRANS. Накопив 19-летний опыт, компания обслуживает как небольшие автопарки, так и крупные компании: «Международный аэропорт Шереметьево», «ГАЗСТРОЙПРОМ», «РОСНЕФТЬ», «Норильский Никель», Eriell, «Транснефть», «Стройтрансгаз», «Национальная нерудная компания» и многие другие.

Фото пресс-служба ГК «Монтранс»

Похожие записи